Примерно с III в. до н.э. во владениях Рима начинают распространяться различные восточные культуры. Некоторые из них требовали особых обрядов посвящения и приобретали широкую популярность у простого народа, особенно у тех, кто не участвовал в политической жизни и относился к низшим слоям общества, безземельных, рабов и вольноотпущенников, среди которых было много женщин. Новые культы не только обеспечивали своим последователям поддержку единоверцев , но и обещали жизнь после смерти под властью милосердного бога.
Наиболее распространилось поклонение Кибеле, Исиде и Митре. В отличие от других древних культов оно предусматривало становление личных отношений верующего с богом. Человек становится как бы его помощником и получал надежду на спасение.
Ревнивая фригийская богиня Первой из восточных божеств Рим покоорила Кибела. Ее культ был объявлен государственным в 204 г. до н.э. в соответствии с книгами Сивиллы - сборником пророчеств, используемым для официальных гаданий. Высеченную из черного метеорита статую Кибелы, почитавшейся во Фригии как Великая Мать всего живого, торжественно перевезли из городка Пессина в Малой Азии (на западе нынешней Турции) в Рим, где ее с энтузиазмом встретило население. Вскоре она была установлена в одном из святилищ на Палатине – главном из семи римских холмов. В 1 в. до н.э. в календарях упоминаются весенние празднества в честь Кибелы, установленные императором Клавдием. Во второй половине марта отмечали смерть и воскрешение Аттиса - возлюбленного богини. Кибела симпатизировала красивому юноше, но он был очарован нимфой. Ревнивая богиня лишила его разума, и он, беснуясь, сам себя оскопил, а за тем умер, чтобы воскреснуть.
Праздник начинался 15 марта торжественной процессией, за которой следовала неделя очищения со строгим постом и половым воздержанием. 22 марта проходила так называемая Процессия Священного Дерева, во время которой на Палатин не устанавливали и украшали лента ми, гирляндами и даже кропили кровью ель или сосну, символизирующую либо гениталии Аттиса, либо дерево, под которым он себя кастрировал. Через три дня растение (т.е. Аттиса) хоронили под громкие ритуальные песнопения и бешеные пляски. Некоторые верующие настолько отождествляли себя с покойным, что доходили до самооскопления. Ночь молились, а 25 марта праздновали воскрешение Аттиса. В этот день, считавшийся в Риме началом весны, высшая знать империи во главе с императором отдавала почести Кибеле. 27 марта ее статую несли с Палатина к притоку Тибра Альмо, где совершали ритуальное омовение. Возвращение богини в ее святилище отмечалось через не делю праздничными состязаниями.
Скорбящая богиня Исида Культ Исиды и ее супруга Оси¬риса (или Сераписа, как его называли за пределами Египта) прижился не сразу. Его принесли в Рим в 1 в. до н.э. выходцы из Египта. Вскоре Исида приобрела большую популярность среди местной бедноты, но, когда храм новой богини стал местом сбора проституток, сенат приказал уничтожить все ее святилища и алтари. Боролся с этим культом и император Август, но по политическим соображениям: его противники Марк Антоний и Клеопатра отождествляли себя с Исидой и Сераписом. Воспользовавшись надуманным поводом, император Тиберий велел сбросить в реку статую богини. Только при его преемнике Калигуле (12-41 гг.) эти египетские боги были официально признаны Римом.
Культ Исиды опирался на египетский миф об убийстве и расчленении Осириса его братом Сетом. Исида собрала части тела мужа и пробудила его к новой жизни. Потом Осирис стал владыкой загробного мира. Способность преодолевать смерть сделала Исиду по кровительницей Египта и способствовала быстрому распространению ее культа. Она стала универсальной богиней - Матерью всего сущего и Повелительницей стихий. Популярность Исиды объяснялась также ее многочисленными добродетелями. Верующим она обещала материнскую заботу и защиту от несчастии.
Во всех уголках Римской империи стояли храмы Исиды, обычно на собственных огражденных участках. Жрецы отправляли службу ежедневно утром и вечером, торжественно, под пение гимнов, снимая со статуи богини покрывало и возвращая его на место.
Кульминацией ее культа были два крупных праздника. 5 марта Исиду славили как покровительницу моряков: к морю шла процессия. спускавшая на воду ладью, груженную жертвенными дарами. В конце октября несколько суток длилась церемония в честь воскрешения Осириса. Три дня его громко оплакивали, инсценируя поиски Исидой частей супружеского тела. Потом радостно провозглашали, что он воскрес. Страдания Оси риса поминались посвящении в жрицы Исиды. Верховный жрец опрыскивал кандидата святой водой и требовал десятидневного воздержания от половой жизни, мяса и вина. В назначенный срок его сажали в крипту под храмом, где он в течении ночи переживал символическую смерть и спуск в загробный мир. На следующее утро новоявленного жреца, облаченного в расшитое одеяние, представляли на пастве.
Бог рожденный из камня
По сравнению с Кибелой и Исидой Митра пользовался в Римской империи гораздо меньшей популярностью. Возможно, дело в том, что его культ чисто мужской, тогда как поклонение восточным богиням привлекало множество женщин, давая им повод активно участвовать в жертвоприношениях и празднествах.
Исходно Митра был одним из индоиранских божеств, сфера влияния которого, расширяясь вместе с Персидским государством, дошла до Греции. В Древний Рим этот культ занесли купцы, рабы и легионеры, набираемые на востоке. Митре поклонялись главным образом в городах, где про- процветала торговля и стояли военные гарнизоны. Культ усилил свое влияние после того, как в его обрядах принял участие лично император Коммод (161-192 гг.). Наконец, в 307 г. император Диоклетиан присвоил Митре статус Хранителя Римской империи.
Хотя этого бога чтили по всей стране, о посвященных ему ритуалах известно мало из-за их сложности и отсутствия записей. Вероятно, они проводились в пещерах или подземных камерах (митреумах), где собирались десятки верующих .
Исходно Митра был богом восходящего солнца, покровителем раз личных сделок, богом войны, а также союзником доброго начала Ахуры Мазда в его борьбе со злом. Родился он из скалы и, согласно легенде, первое поклонение принял от пастухов. Потом стал творцом, убив священного быка, из плоти и крови которого возникли все растения и животные. Эта сцена изображена во многих митреумах.
Верующие проходили семь стадий посвящения с соответствующими церемониями. Во время богослужения происходило что-то вроде святого причастия с освящением хлеба, воды и вина, а иногда и с закланием быка. Главный праздник Митры отмечался 25 декабря: бога чествовали как «непобедимое солнце».
Параллели с христианством Каждый из этих восточных культов обещал верующему личную связь с божеством. Ему молились о здоровье, достатке и получали если не гарантию счастливой загробной жизни, то как минимум надежду на нее. Кроме этих общих параллелей, связей куль та Кибелы с христианством не замет но, если не считать, конечно, воскрешения Аписа - возлюбленного богини. В то же время милостивая, много страдавшая и могучая Исида явно напоминает Богоматерь. Изображения этой богини с сыном Гором на руках вполне могли вдохновлять первых создателей образа Мадонны с младенцем. В эпоху раннего христианства культ Исиды настолько соперничал с ним, что вызывал особую не приязнь отцов церкви. Явное сходство заметно при сравнении обрядности христианства с митраизмом: крещение, святое причастие, почитание воскресного дня и даже празднование рождения бога 25 декабря. Существование таких общих черт, возможно, объясняется тем, что эти религии стремились дать людям то, в чем они больше всего нуждались: смысл жизни и надежду на бессмертие.
|