К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об ос¬тальном мире. Для них средоточием всей жизни на зем-ле было Средизем¬номорье. В центре этого мира правил папа как глава христианства. В бассейне Средиземного моря располагались столицы прежней Римской империи -Рим и Константинополь (ныне Стамбул, Турция). Древняя Римская империя распалась око¬ло 400 г. на две части, западную и восточ¬ную. Греческую часть, Восточную Рим¬скую империю, называли Ближний Восток или Ориент, «страна утра», потому что солнце встает на востоке. Латинская часть, Западная Римская империя, полу¬чила название Оксидент, или «вечерняя страна», потому что солнце заходит на западе. Сегодня Ближний Восток занимает всю Малую Азию. Западная Римская империя прекратила свое существование уже к концу V века, тогда как Восточная, Византий¬ская, еще существовала. В ее столице Константинополе по-прежнему правил император. Обе части бывшей большой империи располагались к северу от Средизем¬ного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане. Последние даже преодолели Средизем¬ное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане вознамерились вы¬теснить их оттуда. В самом христианстве тоже не было един¬ства. Между Римом, резиденцией запад¬ного главы церкви, и Константинополем, резиденцией восточного, с давних времен существовали весьма натянутые отноше¬ния. Это неудивительно, потому что в течение столетий обе части Римской им¬перии развивались в русле различных культур. Будучи папой, епископ Рима пре¬тендовал на то, чтобы стать главой всего христианства, - так жаловались восточные христиане, видевшие в нем лишь одного из четырех глав церкви. Когда папская миссия, которая вела переговоры с цер¬ковью Византийской империи по ряду спорных религиозных и политических во¬просов, не смогла достичь результатов, папа в 1054 г. отлучил от римско-католи¬ческой церкви патриарха, главу греко-православной церкви. Пропасть между обеими церквами стала еще глубже. Кто еще угрожал Византии!! Несколько лет спустя после смерти Мухаммеда (632 г. после Р. X.), осно¬вателя ислама, ара¬бы с Аравийского полуострова про¬двинулись на север и завладели обширными территориями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке, сюда, угрожая Ближнему Востоку, под¬тянулись тюркские племена из Цент¬ральной Азии. В 1071 г. они разбили византийское войско под Манцикертом (ныне Малазгирт, Турция), захватили иудейские и христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и провозгласили Никею (ныне Изник, Турция) своей столицей. Этими завоевателями были тюркоязыч-ные племена сельджуков принявшие ислам всего лишь несколько лет назад. Армянский современник Матфей Эдесский так описывает их: «В ту пору соб¬рался дикий народ неверных, которых именуют турками. Едва появившись, они вторглись в область Васпуракан и пора¬зили христиан мечом...» Одежда сельджукских воинов состояла из шаровар, поверх которых они носили длинный, до колен, кафтан, перепоясан¬ный кушаком. На голове у них был остроконечный шлем либо тюрбан. Сражались они длинным мечом, а вра¬жеские удары отражали маленькими круглыми щитами. Всего опасней были их луки из различного дерева твердых пород. Из такого лука можно было стрелять на расстояние 500 метров. Почему же эти орды именно теперь вторглись в Малую Азию? Что заставило их бросить свои прежние пастбища и идти покорять другие народы? По-видимому, их побудили к тому какие-то серьезные причины, хотя окончательно¬го ответа на этот вопрос нет до сих пор, Существует предположение, что к тому времени в Восточной Азии намети¬лось общее похолодание, которое и погнало сельджуков на юг. В Западной Европе изменение климата наступило лишь много позже.
Почему папа призывал к крестовому походу? В конце XI века в Западной Европе раз¬горелась борьба за власть между цер¬ковью и государст¬вом. Папа не желал более подчиняться немецкому императору. С марта 1088 г. папой стал Ур¬бан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать римско-като¬лическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного «наместника Бога на зем¬ле». В это время византийский импера¬тор Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему. Уже его предшественник Григорий VII собирался оказать поддержку Византии в борьбе против тюркских захватчиков. Да и военные успехи западного хрис¬тианства против мусульман, особенно в Испании и Южной Италии, укрепили папу в его намерении изгнать сельд¬жуков из святых мест Палестины. 18 ноября 1095 г. Урбан II созвал в Клермоне епископский собор, который должен был заняться решением церков¬ных проблем. Собор происходил во Франции, поэтому на него прибыли главным образом французские еписко¬пы. Завершая собор, папа произнес публичную речь при огромном стечении собравшихся. И хотя точный текст речи до нас не дошел, многим слушателям так запомнились слова папы, что они смогли впоследствии воспроизвести их по памяти. Надежным источником мож¬но считать изложение этой речи у Фульхерия Шартрского. «Возлюбленные братья! - так, по словам летописца, на¬чал свое обращение папа. - Наш пер¬вейший долг - оказать братьям на Вос-токе столь часто обещаемую и столь необходимую им помощь. Турки и ара¬бы напали на христиан (...) и все глубже проникают в их страну, они семикратно победили их в сражениях, они убили и взяли в плен многих из них, они разрушали церкви и разоряли эту землю. Если вы и сейчас не воспротивитесь этому, верные слуги Божьи не смогут более противостоять их натиску. А потому я прошу и увещеваю вас – даже не я а сам Господь устами глашатая Христова просит и увещевает вас, будь то богатых или бедных, не мешкая изгнать это гнусное племя с земель, где проживают ваши братья (…) Если те, кто выйдет в сей поход, положат свою жизнь на суше или на море либо в битве против язычников, им тотчас будут отпущены все грехи; властью, данною мне Богом, торжественно вам это обещаю». Речь Урбана вызвала бурный отклик. «Deus lo vult» - этого хочет Бог - воз¬звали, по рассказам, слушатели. Уже в Клермоне епископ Адемар из Пюи пер¬вым принял крест. Многие последовали его примеру. Они разрезали платки на полосы и, сложив их крестом, нашивали себе эти полосы сзади на одежду. Все были проникнуты духом слов Евангелия от Матфея: «И кто не берет креста сво¬его и следует за Мною, тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Папа еще на несколько недель задер¬жался во Франции и читал проповеди вооруженным паломникам. Еще в Клер¬моне он назначил Адемара своим лега¬том и провозгласил его вождем кресто¬вого похода, ибо возглавлять поход должно было духовное лицо.
Почему было так много желающих участвовать в походе! Вот уже много столетий христиане совер¬шали паломничество из Европы в Иеруса¬лим, чтобы помо¬литься у Гроба Гос¬подня - скальной пе¬щеры, над которой был воздвигнут храм. Эти паломничества к святым местам не прекратились и после завоевания Палестины сельджуками. Так, в 1064 - 1065 гг. епископ Гюнтер Бамберг-ский привел в Святую землю более семи тысяч паломников. онечно, путь в Святую землю стал теперь неизмеримо опаснее. И все же многие откликнулись на призыв Урбана II. Пока никто еще не называл это «кресто¬вым походом», а употребляли, как и встарь, слова «expedifio» или «peregrinatio», то есть речь шла об обычном паломничестве или, иначе говоря, о странствии пилигримов в Святую землю, «iter in ter¬rain sanctam». На сей раз, однако, папа обещал пилигримам нечто большее. Каж¬дому, кто выступал в вооруженный поход, он посулил полную отмену нало¬женных на него епитимий, хотя на деле это всего лишь означало, что церковь не станет наказывать крестоносцев за их гре¬хи. Впрочем, крестоносцы вряд ли это до конца понимали. Скорее всего, многие полагали, будто папа вообще отпустил им все грехи. Один из современников так пишет о причинах, заставлявших крестоносцев покидать родные дома: «Они пресле¬довали разные цели. Одни отправлялись в поход из любопытства, потому что захотели увидеть новые страны. Других погнала нужда; желая покончить с бед¬ностью, царившей в их доме, они вышли на борьбу не только против недругов Христовых, но и против Его привержен¬цев, смотря что для них было выгоднее. Некоторых гнали прочь долги, или не¬желание отслуживать своим господам, или стремление избежать наказания за те или иные прегрешения».
Может ли христианин убивать? «Не убий» - гласит пятая заповедь. И все же папа послал христиан на воору¬женную борьбу против «нечести¬вых», против му¬сульман. Не вступил ли он при этом в противоречие с биб¬лейским законом? Пятая заповедь однозначно запрещает убивать людей. Но церковь уже с дав¬них пор говорила о том, что бывают и исключения. При этом она ссылалась на одного из отцов церкви, на святого Августина. В своих трудах он отстаивал мысль, что наряду с войнами несправед¬ливыми существуют и справедливые, когда христианин имеет право убивать. Главное, чтобы намерения были спра¬ведливы. Борьба должна идти за правое дело, например, ради защиты собствен¬ной личности или за возврат похищенных ценностей. А кто как не мусульмане первыми под¬няли меч и захватили святые для хрис¬тиан места? Уже в IX веке папа Лев IV, а затем Иоанн VllI пообещали вечную жизнь тем, кто погибнет в сражении с араб¬скими мусульманами. Вот почему Урбан II мог теперь без всяких колебаний призвать к «священной» войне против ислама. Кроме того надо учитывать, что наряду с библейскими заповедями в повседнев¬ной жизни действовали также светские правила и обычаи. Одним из них была кровная месть. Поскольку все христиане считались братьями и сестрами, то поругание и убийство любого христиани¬на требовало отмщения. Мир Божий существовал лишь для христианского общества, а не для «неверных». В Евро¬пе того времени тысячи обученных и подготовленных рыцарей готовы были ради этого вступить в бой.
Почему крестоносцы преследовали своих еврейских сограждан? Отношения между евреями и христиа¬нами Запада заметно ухудшились пос¬ле призыва к крес¬товому походу. В Испании воинствую¬щие христиане уби¬вали живших с ними бок о бок евреев еще до того, как в 1063 г. стали изго¬нять мусульман. То же самое происхо-дило в 1096 г. и в Центральной Европе: огромное войско еще не было собрано в поход, а уже началось жестокое пре¬следование евреев в Шпейере, Вормсе, Трире и Меце, затем в Кельне, Нейсе и Ксантене, причем это происходило именно так - с юга на север. Надо ска¬зать, что налеты на еврейские общины совершало не только войско крестонос¬цев, шедшее в Святую землю, - по бе¬регам Рейна к нему присоединялись ры¬царские шайки, которые тоже нападали на евреев. В Вормсе убито было при¬мерно восемьсот человек, в Майнце более тысячи. В целом число жертв по самым осторожным подсчетам достиг¬ло четырех-пяти тысяч. Проходя через Регенсбург, крестоносцы заставляли местных евреев принимать крещение, хотя церковным правом это категори¬чески запрещалось. Почему же христиане так жестоко пре¬следовали своих еврейских сограждан? Евреи жили среди христиан, и христианс¬кие представления и обычаи определяли весь уклад тогдашней жизни. А евреи со¬ставляли явное меньшинство, исповедова¬ли свою веру, имели собственные обычаи. Между этими группами населения су¬ществовала глубокая пропасть. И поход христиан против неверных ее лишь углу¬бил. Отныне любой повод вызывал враж¬ду: стоило лишь, например, в Страстную неделю вспомнить о том, что именно ев¬реи ратовали за распятие Христа, как тут же вспыхивали столкновения. Охваченные «крестовой лихорадкой» массы совсем не прислушивались к го¬лосу разума. Грабя или даже убивая ев¬реев, они как бы мстили богоубийцам. При грабежах некоторым христианам доставалось так много добра, что они не желали идти дальше и участвовать в крестовом походе, а поворачивали до¬мой с награбленным. Остальные же продолжали свой путь, и в конце концов войско выступило в поход.
Сидит мужик, пъяный в дупель. Звонок в двеpь. Мужик откpывает, видит скелет с косой стоит: Мужик: - Ты кто ? - Я смеpть. - А че такая маленькая. - Отвали, я к попугаю пpишла...