Пятница, 29.11.2024, 21:08
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разное [27]
Крестоносцы [6]
Гладиаторы [5]
Новости высоких технологий [29]
Аниме и всё с этим связаное [19]
Страницы Истории [15]
Киноиндустрия [2]
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 Каталог статей
Главная » Статьи » Крестоносцы

Первый крестовый поход
Как крестоносцы попали в Святую землю?
Летом 1096 г. впервые в истории огром¬ное христианское войско из представи¬телей многих наро¬дов двинулось в по¬ход на Восток. Это воинство состояло отнюдь не из одних благородных рыца¬рей, их ратников и прочих воинов, доста¬точно состоятельных, чтобы купить себе коня. Нет, в походе участвовали также вдохновленные идеями креста крестьяне и плохо вооруженные горожане, мужчины и женщины. У них не было денег, чтобы как следует вооружиться для такого похо¬да. Однако фантастические рассказы об Иерусалиме и расчет на богатую добычу совершенно вытесняли страх перед тем, что их ожидает в будущем. В общей сложности, как полагают, от 50 000 до 70 000 человек, соединенных в пять или шесть больших групп, выступили в этот поход. Причем большинство из них проде¬лало значительную часть пути пешком.
Одну из таких бедняцких групп возгла¬вил Пьер Амьенский, или, как его чаще называют, Петр Пустынник. До этого, грязный, в одних лохмотьях, он разъез¬жал на своем осле по всей Франции и вербовал участников крестового похо¬да. Весной 1096 г. он появился в Север¬ном Рейнланде.
Сначала в поход выступили отдельные отряды во главе с Пустынником и ры¬царем Вальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 000 че¬ловек. Первый отряд вышел из рейн¬ских областей в марте и направился через Венгрию и Болгарию на юго-восток. За рыцарем Голяком после¬довали прежде всего французы. Ког¬да эти крестьянские толпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие схватки с озлобленным местным населением. На большую группу крестоносцев во главе с Петром Пустынником под городом Ниш (ныне в Сербии) напали дикие орды печенегов, которые доставляли немало хлопот и ви¬зантийцам. Крестьяне понесли тяжелые потери, потому что для таких сражений они не были как следует оснащены. Им не хватало ни оружия, ни продоволь¬ствия. От голода они по дороге занима¬лись грабежом, и поэтому местное население беспощадно изгоняло и пре¬следовало их. Впрочем, несмотря на все тяготы пути, в начале августа 1096 г. Петр Пустынник со своими людьми достиг ворот Константинополя, на две недели позже отрядов Вальтера. На¬стоящие, хорошо вооруженные войска крестоносцев лишь в середине августа 1096 г. покинули родину и двинулись на юго-восток под водительством Готфри-да Бульонского, герцога Нижней Лота¬рингии. 23 декабря они вошли в Кон¬стантинополь. Самое многочисленное войско возглавлял Раймунд Тулузский, в его свите находился и папский легат Адемар. Боэмунд Тарентский, один из наиболее честолюбивых и циничных руководителей первого крестового по¬хода, отправился с войском на Восток через Средиземное море. Тем же мор¬ским путем осенью 1096 г. достигли Босфора Роберт Фландрский и Стефан Блуаский.

Как повели себя византийцы?
Император Византии Алексей I в 1095 г. обратился к папе Урбану II с настой¬чивой просьбой по¬мочь ему в борьбе против сельджуков и печенегов. И вот на помощь императору прибыло такое множество христиан-крестоносцев. Раз¬ве это могло не радовать Алексея? Однако он несколько иначе представлял себе помощь, о которой просил. Он желал иметь наемных воинов, которые бы оплачивались из его собственной казны и повиновались ему. Вместо это¬го наряду с убогим крестьянским опол¬чением к городу подошли рыцарские отряды во главе со своими князьями. Нетрудно было догадаться, что цели императора - возвращение утраченных византийских земель - не совпадали с целями крестоносцев. Пришедших первыми император Алек¬сей принял приветливо, хотя из-за гра¬бежей, совершенных «воинами Божьими» во многих землях, о них шла дур¬ная слава. В свою роскошную столицу он впустил лишь предводителей войск, не желая, чтобы чужестранцы так же грабили и его подданных. В конце кон¬цов император потребовал, чтобы пред¬водители армии крестоносцев принесли ему клятву верности. Поначалу высоко¬родные крестоносцы и слышать об этом не желали, но затем поддались на уго¬воры и поклялись с должным почтением относиться к личности императора и к его имуществу.
Алексей ожидал, что пришельцы помо¬гут ему вернуть утраченные владения. А крестоносцы, со своей стороны, надея¬лись, что византийцы помогут им изгнать мусульман из святых мест. По¬этому обе стороны не могли не испыты¬вать разочарования.

Как крестоносцы победили сельджуков?
Первой целью рыцарского войска была Никея, некогда мес¬то больших церков¬ных соборов, а те¬перь столица сель¬джукского султана Кылыч-Арслана.
21 октября 1096 г. сельджуки уже раз¬били наголову крестьянское войско крестоносцев. Те из крестьян, кто не пал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших оказался и Вальтер Го¬ляк. Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из Константинополя. Те-перь же, в мае 1097 г., он с остатками своего войска присоединился к рыца¬рям.
Султан Кылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых пришельцев, а потому не воспринял всерьез прибли¬жение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, во¬оруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной ка¬валерией в открытом бою. Однако Ни¬кея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с моря было невозможно. Здесь необходимую по-мощь крестоносцам оказал византийс¬кий флот, и город был взят. А основное войско крестоносцев двину¬лось дальше по раскаленной от солнца земле Анатолии. 1 июля 1097 г. кресто¬носцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории неподалеку от Дорилея (ныне Эскишехир, Турция). Несколько дальше к юго-востоку войско раздели¬лось, большая часть двинулась на Кеса¬рию (ныне Кайсери, Турция) по направ¬лению к сирийскому городу Антиохия. В невыносимый зной к концу сентября войско вступило в старинную Кесарию, покинутую в страхе ее жителями. По трудным горным тропам оно перепра¬вилось через хребет Среднего Тавра, 20 октября с боями проложило себе путь через Железный мост на реке Оронт и вскоре уже стояло под стенами Антиохии (ныне Антакья, Турция). В на¬чале июля 1098 г,, после семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армяне помогли крестоносцам взять город.
Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция). Балдуин Булон-ский основал здесь собственное госу¬дарство, простиравшееся по обе сторо¬ны Евфрата. Это было первое государ¬ство крестоносцев на Востоке, к югу от него впоследствии возникло еще не¬сколько таких же (см. карту на с. 22). Напрасно византийский император ждал, что крестоносцы вернут ему его земли. Ведь именно для этого он и призывал их в свою страну.

Как происходило взятие Иерусалима?
После взятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладе¬ли несколькими портовыми города¬ми. Через Бейрут, Сидон, Тир, Аккон они пришли в Хайфу и Яффу, а потом повернули на восток. В покинутом жите¬лями городе Рамла они оставили рим¬ско-католического епископа. 6 июня 1098 г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил наконец со своим войском в Вифлеем, место рождения Иисуса. С вершины лежащей поблизости горы перед крестоносцами открылась па¬норама Иерусалима. Они назвали эту гору Монжуа - «гора радости». Иерусалим был хорошо укрепленным городом. Христиане и иудеи жили здесь в относительном мире и согласии с мусульманами. Вот уже несколько столетий городом правили мусульма¬не. Ислам проявлял большую терпи¬мость к другим религиям. Правда, мусульманские правители взимали с христиан особые налоги, но никогда не принуждали их перейти в мусуль¬манство. Однако, узнав о приближе¬нии христианского войска, они не раз¬думывая изгнали из города всех хрис¬тиан. Мусульмане опасались, как бы те не предали их своим западным еди¬новерцам.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было
вдоволь. А чтобы оставить без воды не¬приятеля, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных ма¬шин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и стро¬ить военную технику. На это ушло мно¬го времени. Лишь в июле 1099 г. крес-тоносцам удалось взять Иерусалим. Танкред тотчас занял мечеть аль-Акса, важную мусульманскую святыню. Крестоносцы страшно свирепствовали в городе. Если не считать египетского коменданта Иерусалима и его ближай¬шего окружения, спастись не удалось почти никому, будь то мусульАланин или иудей, мужчина, женщина или ре-бенок. О событиях тех дней летописец пишет так: «Войдя в город, наши пи¬лигримы гнали и убивали сарацин (так европейцы называли всех мусульман Ближнего Востока) до самого храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сраже¬ние за весь день, так что их кровь текла по всему храму. Наконец, одо¬лев язычников, наши похватали в хра¬ме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых. (...) Крестоносцы быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и сереб¬ро, коней и мулов, забирая себе дома, полные всякого добра. После этого, совершенно счастливые, рыдая от радости, наши направились к гробу Спасителя нашего Иисуса Христа и за¬гладили свою вину перед Ним».
Бессмысленная и жестокая резня в Иерусалиме надолго осталась в памяти мусульман и иудеев.

Как крестоносцы закрепились но Святой земле?
С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого кресто¬вого похода. Боль¬шинство уцелевших крестоносцев нача¬ли собираться в об¬ратный путь. Но перед ними встал, во¬прос: как и в дальнейшем удержать Гроб Господень, коль скоро в окрест-ностях этого святого места проживает так много неверных?
Некоторые крестоносцы остались в Па¬лестине. К ним присоединялись все новые и новые. Многие устремились сюда, во¬одушевленные победной вестью о взятии Иерусалима. Христиане Запада создали на Ближнем Востоке государства по образцу того политического устройства, который существовал на их родине, то есть по законам феодализма. Князь как верхов¬ный феодал, сюзерен, давал своим васса¬лам в наследственное владение земли -наделял их феодом. За это вассал обязан был служить своему сеньору. Так возни¬кали отношения личной зависимости одних феодалов от других. На этих отношениях и строилось государство - сверху вниз. Римско-католическая церковь тоже рас¬пространяла свое влияние в Святой зем¬ле: Даимберт, вновь провозглашенный патриарх Иерусалима, преемник умер¬шего в Антиохии Адемара, в Рождество 1100 г. короновал Балдуина I, получив¬шего титул короля Иерусалима, и назна¬чил ряд архиепископов и епископов. До графа Балдуина Эдесского правителем Иерусалима был его брат Готфрид Бульонский, именовавший себя «защит¬ником Гроба Господня». Иерусалим был важнейшим государством крестонос¬цев, и ему подчинялись все ранее или позже основанные ими поселения. Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке, поселившись главным образом в городах. На Востоке существо¬вала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев. Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному: носить тюрбаны, длинные легкие одежды. До¬вольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фрукто¬вые соки.
Многие пришельцы с Запада стали даже учиться читать и писать, что для мусуль¬ман было вполне обычным делом. За¬болев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя природными средствами. Фульхерий Шартрский пишет: «В про¬шлом люди Запада, мы стали теперь людьми Востока; человек из Реймса или Шартра стал тирийцем или антиохийцем. Мы уже забыли места, где явились на свет; их имена уже стали для многих из нас незнакомыми или никогда не слышанными словами. У многих есть теперь собственные дома и слуги, слов¬но бы унаследованные от отцов. (...) Кто на родине был неимущ, того Бог сделал здесь богачом»

Как мусульмане отнеслись к новым государствам?
После 1100 г. крестоносцы продолжали расширять свои вла¬дения. С мая 1104 г. им принадлежал Ак-кон, крупный тор¬говый центр на Сре¬диземном море, известный также как Акка или Акра (ныне Акко, Израиль). В июле 1109 г. они захва¬тили Триполи (ныне в Ливане) и тем округ¬лили свои владения. Наиболее уязвимым местом оставался Аскалон, опорный пункт египтян, откуда они могли без тру¬да совершать набеги на Палестину. Когда государства крестоносцев достиг¬ли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге. Протяженность же с запада на восток всегда оставалась крайне незначительной. Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишь временное перемирие. На Востоке все еще жило больше мусуль¬ман, чем христиан. Осевшие здесь много веков назад, они не желали окончательно уступать свою землю, К тому же они по-прежнему имели очень сильный флот -египетский. Правда, и между мусульма¬нами не было полного единства: правив¬шая в Египте династия Фатимидов принад¬лежала к шиитской ветви ислама, а сельд¬жуки были суннитами, поэтому в борьбе против христиан мусульмане не всегда действовали заодно.
Поначалу бароны в государствах кресто¬носцев старались расширить свои земли и проложить границы таким образом, что¬бы их было легче стеречь и оборонять. Кроме того они попытались завоевать сирийский город Харран, чтобы вызвать рознь между сельджуками. Но это напа¬дение кончилось неудачей. Зато византий¬цы воспользовались создавшимся положе¬нием, чтобы распространить свое влияние на Киликию, расположенную на юге Малой Азии. Такова была «помощь», которую обе христианские стороны ока¬зывали порой друг другу. Египет со своим неизменным превосход¬ством на море был для крестоносцев как бельмо на глазу. Король Иерусалима Бал-дуин I тоже наблюдал за этим не без за¬висти, так как это мешало его торговле с Индией. В 1118 г. королю Балдуину уда¬лось привлечь на свою сторону правителя Дамаска. Воспользовавшись таким союзом, Балдуин предпринял поход на Египет, хотя ему и пришлось позвать на подмогу венецианцев. В мае 1123 г. они разбили египтян под Аскалоном. Впрочем, венецианцы пришли на помощь отнюдь не бескорыстно. Король Иеруса¬лима вынужден был разрешить им сво¬бодную торговлю в своем королевстве. Вдобавок они получили преимуществен¬ные права и в торговле, и в налогообло¬жении, а еще значительную сумму налич¬ными за поддержку. Венецианские купцы, проживавшие в Иерусалимском королев¬стве, были отныне неподсудны иеруса¬лимскому суду.




Категория: Крестоносцы | Добавил: Kinkrol (15.06.2009)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Встpечаются два мужика, одни дpугому жалуется:
    - Я когда домой-то выпивши пpихожу, жена меня из дому выгоняет,
    пpиходится на улице тусоваться... :(((
    - Хммм. А я вот когда выпивши пpихожу - снимаю с себя всю одежду,
    звоню в двеpь, жена откpывает, а я одежку-то в кваpтиpу бpосаю,
    а потом и сам захожу, жена-то голого мужа не выгонит ;)
    - Здоpово! Я наеpно то-ж так-же как-ниуть попpобую...
    Вот вечеpом стучится он в двеpь, двеpка-то откpвыается,
    бpосает мужик одежду и гооpит:
    -Эй жена ну а тееpь пустишь?
    Тут неожиданно двеpка-то закpывается, и милый женский голос
    сообщает:
    -Следующая станция метpо Мушкинское!
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100