Кто первым потребовал запрещения гладиаторских боев? Во все времена среди римлян существовали мудрые люди - философы, истори-ки, поэты, политики, - которые порицали и зачастую резко критиковали гладиаторские игры. Однако не будем себя об¬манывать - они выступали не против игр как таковых, а лишь против их извращен¬ной жестокости. И только нарождающе¬еся христианство категорически потребо¬вало навсегда запретить эти бесчеловеч¬ные развлечения. Перелом в отношении к играм начался как-то исподволь, незаметно. Когда пер-вые приверженцы странствующего иудейского проповедника и пророка Иисуса собрались в далеком Иерусали¬ме, чтобы возвестить всем народам Рим¬ской империи слова и дела своего Госпо¬да и Учителя, поведать о его мученичес¬кой смерти на кресте, чудесном воскре¬шении и о предсказанном им конце све¬та, никто и представить себе не мог, что это начало заката Империи. Новая вера явилась подлинной револю¬цией, ибо ее целью было не более и не менее, как полное разрушение господ¬ствующей римской морали и миропоряд¬ка. В грядущем, по утверждению христи¬ан, все люди, даже власть имущие и бо¬гатые, перестанут преклоняться перед тем, что доселе казалось им особенно важным: перед властью, деньгами, пре¬стижем, благополучием, развлечениями и наслаждениями. Вместо этого их крат¬кое земное существование будет посвя¬щено служению невидимому, но всемо¬гущему и вечному Богу. Они станут ува¬жать личное достоинство любого челове¬ка, будь то раб или гладиатор, как учил Иисус и как жил он сам. Сначала с недоверием и издевками, за¬тем раздраженно и, наконец, в бессиль¬ной ярости римские правители, аристок¬раты да и весь римский народ наблюдали за тем, как горстка христиан, этих смеш¬ных мечтателей-сектантов, осмелилась поставить под сомнение основы основ жизни Империи: ее богов, ее идеалы, разделение людей на свободных и рабов, власть одних над другими, богоравность императора, богатство и собственность, военное могущество и излюбленное вре¬мяпрепровождение римлян - гладиатор-ские игры.
Как был положен конец гладиаторским играм? В 337 г. после Р.Х. в одном из военных походов умер император Константин Великий (306 - 337 гг. после Р.Х.). Он умер в Никомедии после того, как первым из римских императоров, прав¬да уже на смертном одре, принял кре¬щение. История сохранила и имя того, кто крестил Константина, - это был Евсе-вий Кесарийский. В годы правления императора Константи¬на набирающее силу христианство было признано Миланским эдиктом 313 года равноправной религией. Это был уже серьезный шаг в сторону признания хрис¬тианства как влиятельной силы; церковь постепенно превращалась в инструмент политической власти. С этого времени постоянно растущее влияние христианской церкви стало оче¬видным. В 325 году Константин Великий созвал в Никее Первый экуменический собор, всячески способствуя распространению христианства; в том же году он обнародовал в Берите (ныне Бейрут) свой эдикт, порицавший «кровавые игрища» во всей Римской империи. Отныне судам было предписано посылать преступников не «на арену», а на каторжные работы в рудники. Однако, судя по всему, эдикт импера¬тора повлиял в первую очередь на вос¬точные провинции Империи. На самом же Апеннинском полуострове, там, где в свое время возникли гладиаторские игры, Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоста¬вив жрецам в Умбрии и Этрурии, в по¬рядке исключения, право на организа¬цию таких игр. Почему он так поступил, нам точно неизвестно. В любом случае, это стало дурным примером, и гладиа¬торские игры начали повсюду возро¬ждаться. Несмотря на это, христианская церковь упорно продолжала добиваться оконча¬тельного запрета кровавых забав. В 357 году император Константин II вос¬претил всем римским солдатам и офи¬церам добровольно поступать в гладиа¬торские школы. Через восемь лет, в 365 году, император Валентиниан под¬твердил эдикт Константина, запрещаю¬щий римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя. Поводом к этому послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским (ок. 393-460 гг. после Р.Х.). В 404 году некто Телемах, христианский монах из Малой Азии, выскочил на аре¬ну и бросился между сражающимися, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако жертва Телемаха была не на¬прасной: под впечатлением его муче-нической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.
Сидит мужик один дома на кухне и думает: "Hу что за жизнь пошла: с pаботы уволили, жена бpосила, денег нет что-ли повеситься???" Беpет веpевку, мыло, табуpетку и сооpужает себе виселицу. Пpосовывает голову в петлю. Тут он вспоминает, что в холодильнике осталась одна бутылка водки. "Эх, выпью на последок 100 гpамм, не пpопадать же..." Откупоpивает и выпивает. Идет опять вешаться. Засовывает голову в петлю и опять думает: "Блин, а водка классная, надо еще выпить." Выпивает еще. Уже есть пpиход. Идет опять вешаться. Опять мысли: "Ччеpт, я сейчас повешусь, а эту водку потом на моих похоpонах выпьют. Hадо ее допить." Допивает. Повеселел и думает: "Hу вот и вешаться не надо, и жизнь вpоде налаживается...."